Психология
Охрана и укрепление психического здоровья детей является
одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и
рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
Деятельность
современного педагога-психолога ДОУ направлена, с одной стороны, на создание
условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с
другой, на содействие становлению тех психологических новообразований, которые
создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.
Объектом
профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ выступают феномены
внутренней жизни ребенка в возрасте до 7 лет. А предмет его деятельности можно
определить как психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого
происходит в ДОО в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности
(игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др.).
Развитие
ребенка выступает как социокультурный процесс, осуществляющийся посредством
включения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкий
контекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности.
Взрослый выступает как носитель мотивационно-смысловых образований, передавая
их ребенку и обеспечивая его взросление путем организации специфически детских
видов деятельности.
Своеобразие
дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей
психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций,
смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений.
Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им
образовательных областей.
Образовательные
области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного
и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на
фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного
отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и направлена
деятельность педагога-психолога ДОУ.
Моменты,
ориентирующие воспитанника в образовательных областях, определяются его
индивидуальным избирательным отношением к их содержанию, интересам и
склонностям. Они первоначально являются недостаточно осознанными и связанными с
ситуативными побуждениями ребенка. По мере взросления эти моменты входят в
сферу осознания, подвергаются анализу, на основе чего происходит «отбор»
мотивационных тенденций, определяющих личностную активность воспитанника и
приобретающих прогностический характер.
В
разные периоды дошкольного детства достижение цели охраны и укрепления
психического здоровья детей предполагается развитие:
·
побуждений, мотивов и интересов;
·
сознательного отношения к деятельности на уровне
постановки целей и их достижения;
·
способов проявления самостоятельности, относительной
независимости, автономии от взрослых, способов взаимодействия со взрослыми и
сверстниками;
·
результативности форм и видов детской активности, их
созидательного характера;
·
элементов творчества.